Советы родителям

12 советов родителям будущих первоклассников

        Скоро в школу... Этой осенью или через год ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и частных практиков, готовящих детей к вступительному собеседованию. И забывается простая истина: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми — семьей.

        В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.

 

  1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого.

Начало школьной жизни — большое испытание для маленького человека.

Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе.

Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких людей. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе.

Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.

 

  1. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться

Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?» — отвечают: «Мама». Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.

 

  1. 3. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи

Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши (карандаши придется на первых порах точить пока вам, дорогие родители).

Все это как у взрослых, но — личная собственность ребенка!

И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.

 

  1. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе

Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад.

В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут...», «Двойки будут ставить...», «В классе засмеют...» В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны.

В моей практике был такой случай. Девочка блестяще прошла вступительное тестирование, а на вопрос: «Хочешь ли ты учиться в школе?» уверенно ответила: «Нет!»

.

 

  1. 5. Не старайтесь быть для ребенка учителем.

Стремитесь к поддержанию дружеских отношений Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых.

Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями.

Предложите ребенку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него незабываемым, если в программе торжества найдется место для совместных игр детей и взрослых.

Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно.

 

  1. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи

Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные — проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.

 

  1. Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений

«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...» должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всем.

 

  1. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе

Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым. На прогулке вы зашли куда-то перекусить. Предложите ребенку самостоятельно сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займет очередь к специалисту.

 

  1. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни

Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает.

Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями.) Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.

 

  1. Научите ребенка самостоятельно принимать решения

Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного досуга всех членов семьи на выходные дни -еще более сложное дело . Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.

  1. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком

Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы.

Продуктовые универсамы — очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте.

Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится?

Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной.

Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение.

Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.

 

  1. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность

Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса.

Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое...

Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков.

Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом котенка.

Учите ребенка чувствовать.

Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость учения.

свернуть

НА ЧЕМ ОСНОВАНА ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

           Существует три компонента школьной готовности:

физиологический – физическое созревание организма, его устойчивость к нагрузкам, новому режиму;

педагогический – знания, умения и навыки – все, чему научили ребенка;

психологический – совокупность особенностей развития и формирования.

        Таким образом,  при поступлении ребенка в школу важно определить его общую школьную готовность, поэтому необходимо пройти комплексное обследование у психолога и врача.

 Общая  школьная  готовность

Физиологическая

(врач)

Педагогическая

(педагог)

Психологическая

(психолог)

      Какой из трёх компонентов наиболее важен при определении школьной готовности?

     Оказывается, психологическая готовность является той базой, на которой педагог будет формировать знания, умения и навыки, что позволит избежать различных проявлений дезадаптации к школе. Психологическая готовность к обучению создает проблемы не только родителям, врачам, но и самому школьнику.

Основными показателями  психологической готовности к обучению  являются:

1. Зрелость психических процессов (определенный уровень развития восприятия, мышления, внимания, памяти, речи и др.) 2. Эмоциональная готовность (наличие у ребенка желания познавать новое, эмоциональная устойчивость, отсутствие импульсивности). 3. Наличие волевой регуляции поведения (умение подчиняться требованиям).

4. Сформированность навыков общения (умение адаптироваться в коллективе сверстников, строить новые взаимоотношения).

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА

 

           Слово "тревога" известно в русском языке с первой половины XVIII века и обозначает "знак к битве".          "Тревога" и "тревожность" - это совсем неидентичные термины. Тревога - это эпизодические проявления беспокойства и волнения. Поведенческие признаки проявления тревоги: - ребенок начинает грызть ногти; - качаться на стуле; - барабанить пальцами по столу; - теребить волосы; - крутить в руках разные предметы и т.д.          Состояние тревоги не всегда можно расценить как негативное состояние. Различают мобилизующую и расслабляющую тревогу.         Какой вид тревоги будет испытывать человек чаще - во многом зависит от стиля воспитания в детском возрасте. Если родители постоянно пытаются убедить ребенка в его беспомощности, то в дальнейшем в определенные моменты он будет переживать расслабляющую (парализующую) тревогу. Если же, напротив, родители настраивают сына или дочь на достижение успеха через преодоление препятствия, то в ответственные моменты он будет испытывать мобилизующую тревогу.         Единичные проявления тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, которое и получило название "тревожность". Среди эмоций, включенных в состояние тревоги, ключевой является страх, хотя могут присутствовать и печаль, и стыд, и вина и прочие.        Каждому возрасту присущи так называемые "возрастные страхи": 2 года - посещение врача (конкретный страх), 3-4 года - символические страхи: темноты и одиночества, 6-7 лет - страх своей смерти, 7-8 лет - страх смерти родителей, с 7 до 11 лет ребенок больше всего боится "быть не тем", сделать что-то не так, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам. Наличие страхов у ребенка является нормой, но, если страхов очень много, то следует уже говорить о наличии тревожности в характере ребенка.        Одной из причин повышенного уровня тревожности дошкольников и младших школьников является нарушение детско-родительских отношений. Именно в дошкольном возрасте начинает формироваться школьная тревожность. Принято считать, что она возникает вследствие столкновения ребенка с требованиями обучения и кажущейся невозможностью им соответствовать. Причем большинство первоклассников переживает не из-за плохих отметок, а из-за угрозы испортить отношения с учителями, родителями, сверстниками.          В дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики, к 9-11 годам соотношение становится равномерным, после 12 лет происходит резкое повышение уровня тревожности у девочек. При этом, тревога девочек по своему содержанию отличается от тревоги мальчиков: девочек больше волнуют взаимоотношения с другими людьми (ссоры, разлуки и др.), мальчиков - насилие во всех его аспектах.            Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии внутреннего конфликта, который может быть вызван:

1. Негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение. 2. Неадекватными, чаще всего завышенными требованиями. 3. Противоречивыми требованиями, которые предъявляют к ребенку родители и/или школа. Рекомендации по работе с тревожными детьми 1. Повышение самооценки ребенка: - оказывать поддержку, проявлять искреннюю заботу о них и как можно чаще давать позитивную оценку их действиям и поступкам; - называть ребенка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых; - сравнивать результаты деятельности данного ребенка с его же результатами, которых он достиг вчера, неделю или месяц назад; - не давать задания, которые выполняются за определенное, фиксированное время, не следует торопить и подгонять их с ответом; - постараться установить визуальный контакт, такое прямое общение "глаза в глаза", которое будет вселять чувство доверия в душу ребенка. 2. Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения: - игры с песком, глиной, водой, различные техники рисования красками (пальцами, ладошками и др.), в основе которых лежит телесный контакт; - элементы массажа и даже простое растирание тела, которые также способствуют снятию мышечного напряжения; - устраивать импровизированные маскарады, просто раскрашивать лица старыми маслинными губными помадами. 3. Обработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка:

        - сюжетно-ролевые игры (сюжетами для ролевых игр целесообразно выбирать "трудные" случаи из жизни каждого ребенка);

       - игры с куклами (для младшего и среднего дошкольного возраста)         Благоприятный психологический климат в семье способствует гармоничному развитию личности ребенка и снижению уровня тревожности. Родителям следует как можно больше общаться со своими детьми, устраивать совместные праздники, походы на природу, в зоопарк, в театр, на выставки.

 

Психолог Попова А.А.  

  • Любой ребенок, родившийся на свет, имеет право на жизнь и   счастье в своей жизни.
  •  Ребенок награда свыше и аванс, который нужно отработать  с любовью и терпением.

 

КОГДА РЕБЕНКА ОТДАВАТЬ В ШКОЛУ и как не ошибиться в выборе

        На этот сложный вопрос существуют разные ответы. Кто-то однозначно решает отправить своего «отпрыска» как только ему исполнится 6 лет, а многие даже умудряются уговорить администрацию школы принять их «осеннее» чадо в 5 лет. Более осторожные родители выбирают подождать со своими «весеннее-летними» детьми до 7 летнего возраста. И есть часть родителей, которая ищет совета, как правильно выбрать образовательный путь для их ребенка.

      Известно, что в начальной школе успеваемость может быть достигнута ребенком при непосредственной поддержке родителей, учителя даже при посредственном интеллекте только за счет исполнительности, усидчивости, внимательности, и хорошей памяти. Но достаточно ли этого?

  1. Дошкольное детство – чрезвычайно важный период развития человека. На этапе приема ребенка в школу диагностируется уровень психологической зрелости ребенка, но не школьной, а  дошкольной, так как именнозрелый дошкольникготов к обучению в начальной школе и его уже нельзя удерживать в детском саду. Дошкольная зрелость определяется  высокой степенью развития тех качеств и процессов, которые переживают свой расцвет именно в  дошкольный период детства:

- формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;

- развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения;

- формирование приемов умственных действий: анализировать, сравнивать, обобщать, моделировать, конструировать;

- развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения;

- развитие  общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать  и контролировать свои действия;

- развитие умений общения со взрослыми, сверстниками, умение видеть мир глазами другого человека;

- развитие умений говорения, слушания, чтения;

- обогащение активного, пассивного словаря; развитие  связной речи;

- гармоничное физическое развитие, здоровье.

Следовательно, ребенок  готовый к школе должен быть  зрелым в интеллектуальном, социальном и эмоциональном отношениях.   

 

  1. Можно разбить всех детей по их готовности к обучению на четыре группы:                                                           

К первой  группе относятся дети психологически готовые к школе, так как согласно обследованию по всем параметрам они проходят на высокий и средний уровни развития, но имеют отклонения в соматическом и нервно – психическом здоровье.

Противопоказанием к поступлению в школу являются медицинские данные, указывающие на ослабленное состояние здоровья, наличие хронических соматических заболеваний уха, горла, носа; органов пищеварения; сердечно-сосудистой системы; дыхательных путей; нарушение опорно-двигательного аппарата; наличие признаков нервозности.

Типичными проявлениями могут быть:  высокая утомляемость ребенка, пониженная активность, тревожность, раздражительность, чрезмерная невнимательность, неусидчивость, расторможенность или, напротив, заторможенность, обидчивость, плаксивость, упрямство, драчливость. Головные боли, плохой аппетит, тошнота, беспричинный подъем температуры, непереносимость резких звуков, жары, духоты, холода, аллергические реакции, недержание мочи, кала, нарушение сна, страх темноты, частая заболеваемость (более четырех раз в году).

В этом случае решающим является заключение врача, беседа с медицинским работником детского сада.

Ко второй группе относятся дети, физически здоровые, но уровень социальной и психолого-педагогической готовности к школе у которых недостаточный.

Нежелание идти в школу, отсутствие учебной мотивации, недостаточная организованность, ответственность ребенка, неумение общаться, ограниченность кругозора, низкий уровень развития речи, низкая познавательная активность.

Вы, родители можете за этим понаблюдать и сами в свободном общении и во время игр с ребенком.

Если  у вашего  ребенка отсутствует интерес к учебным занятиям, и он отдает предпочтение игровой деятельности.

Если  у него не получается нормального взаимодействия со сверстниками: его постоянно обижают, он беззащитен, замкнут, чрезмерно застенчив или наоборот,  сам является источником конфликтов, все делает наоборот и назло, не способен к сотрудничеству.

Если ребенок неорганизован, не умеет вести себя в группе, соотносить  свои действия с действиями других детей, легко забывает о поручениях, не переживает по поводу того, что не выполняет обещанного.

Если ребенок мало задает вопросов.

Если  вы видите заметные затруднения в речевой деятельности: бедность языковых форм, произносит лишь отдельные слова, почти не используя в своей речи языковые формы, испытывает большие трудности при рассказе по картинке, при характеристике объекта, явления.

К третьей группе относятся дети, у которых не сформированы психологические и психофизиологические предпосылки к обучению.

Недостаточно сформированы интеллектуальные умения: смотреть и слушать, воспринимать и логически перерабатывать информацию, анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать.

Например, если после прочтения текста или просмотра изображения ребенок не может дать адекватного названия, правильно ответить на вопросы, о чем рассказывается. Передает содержание увиденного, услышанного с искажением существенных связей и зависимостей. Плохо разгадывает загадки, понимает смысл простых пословиц.

Недоразвитие произвольного внимания, слабая произвольная деятельность  проявляется  в неумении сосредоточиться при выполнении учебных и игровых заданий, удержать поставленную задачу, довести ее до конца, самостоятельно найти и исправить ошибки.

Недостаточный уровень развития мелких мышц руки можно проследить в трудностях работы руками, с карандашом, ножницами, пластилином и, как следствие этого, плохое качество рисунков, поделок ребенка.

Низкий уровень фонематического слуха проявляется в неправильной речи, искажении при воспроизведении простой мелодии, прохлопанного ритма.

К четвертой группе относятся дети, готовые к обучению в школе с шести лет по всем  трем параметрам:физического здоровья, социальной  и психологической готовности.

Хочется рассказать вам об ошибках взрослых на примере этих историй.

Случай 1.

Сережу привели в гимназию в 6 лет 4 месяца.

По физиологическому возрасту, он подходил. Здоровье было в норме по оценке врачей. Очень внимательные и заботливые родители много сил и времени посвятили индивидуальному обучению ребенка до школы с различными учителями и школами развития и считали своего ребенка очень развитым  и готовым к обучению.

По результатам диагностики он получил оценку - психологически не готов и ему рекомендовали не идти в первый класс. Родители не смогли принять правильно информацию и начали обучение в первом классе.

Прошло немного времени, чтобы они смогли сравнить его с другими ребятами класса и увидеть, что ребенок отстает, его загрузили дополнительными занятиями, нарушая важную рекомендацию – щадящий режим обучения. Нагрузка дала о себе знать через месяц. У него появились неврозоподобные тики, потом начал врать, выкручиваться и исчезло желание учиться, с которым он пришел. Занятия ни с одним репетитором не приносило улучшений в восприятии материала. Ребенок начал болеть. Простуды быстро перешли в частые бронхиты, вплоть до  абструктивных. На момент поступления в 3 класс у него уже была 2 группа здоровья по заболеванию щитовидной железы.

Родители не хотели прислушаться, что у ребенка на момент поступления были не сформированы психологические и  психофизиологические предпосылки. 

Случай 2.

Нам привели Федота в гимназию после двух лет обучения в общеобразовательной школе. Интеллектуально развитый мальчик, с сильными природными способностями, очень развитым творческим мышлением оказался не только слабо обученным, но и очень травмированным психологически. Выглядел он младше своего возраста, худенький, маленький, наблюдались дефекты речи, нарушение осанки. На момент поступления уже была вторая группа здоровья, связанная уже с наличием хронического соматического заболевания  органов дыхания.

Федот был тревожен, обидчив, агрессивен.

По рассказам родителей Федот у него не получалось общение со сверстниками, постоянные конфликты с ребятами  привели к тому,  что он  стал  изгоем в классе, был беззащитен, его постоянно обижали и он жил в постоянной ситуации конфликта. Ребенок не хотел ходить в школу. Возникшие частые болезни привели и к отставанию в учебе.

Трудно теперь установить точную причину возникших проблем, но можно предположить, что Федот был  социально не готов и отставал в нервно-психическом здоровье, на что не обратили должного внимания.  К тому же родители отдали в школу Федота, как только ему исполнилось 6 лет.

Случай 3.

Данника привели родители к нам в детский сад  в 6, 5 лет. Крупный мальчик, он был выше всех наших первоклашек. Развитый  и по всем параметрам готовый к обучению, кроме одного – желания идти в школу, которое  во многом зависело от мотивации и желания родителей старающихся задержать его в детстве, что выдавала форма одежды и длинная детская прическа.  После определенной работы с ребенком и родителями Даннику удалось хорошо войти в класс и успешно обучаться.

Случай 4. 

Марка привели в школу в 6,3 месяца. Очень способный ребенок показал высшие баллы по всем тестам. Выглядел очень спортивным и физически здоровым. Через полгода у ребенка ухудшился сон, появился страх темноты, появились носовые кровотечения, еще через время появился беспричинный подъем  температуры,  начал болеть. Через несколько лет у ребенка была вторая группа здоровья и «сочинение» диагнозов. А всего-то родители не учли, пожелание участкового врача обождать годик, чтобы укрепить здоровье из-за частых болезней в младенческом и  младшем дошкольном возрасте. К тому же ребенок оказался левшой, что  тоже дало дополнительную нагрузку в период адаптации.

Слабое нервно-психологическое здоровье ребенка было еще подорвано напряженной обстановкой в семье, сложностями во взаимоотношениях родителей, отсутствием поддержки и внимания со стороны отца.

свернуть

Скоро в школу! Или Невредные советы родителям будущих первоклассников.

     В жизни каждой семьи когда-то наступает радостный и в то же время тревожный день — ребенок в первый раз идет в школу. Летние месяцы — самое время начать готовиться к 1 сентября морально, материально и технически.

     Как правило, большинство первоклассников отправляются в школу с радостью. Однако нередко бывает — проходит неделя-другая, и энтузиазм куда-то улетучивается. Дело в том, что не всем удается успешно справляться с теми трудностями, которые поджидают юного ученика в школе. Педагоги и психологи выделяют четыре основные проблемы, которые могут повлечь за собой трудности в адаптации к новой школьной жизни.

Трудности в общении

     Первое время каждый ученик испытывает двойное давление: и со стороны учителя, который вводит новые правила жизни, и со стороны одноклассников. В первом классе дети устанавливают между собой неформальные отношения — выясняют, кто какую роль будет играть в их новой «игре». Детсадовский ребенок в более выгодном положении — он уже знает свое место в коллективе. А ребенок, который не ходил в детский садик, привык всегда быть в центре внимания семьи, поэтому первых ролей он ожидает и здесь. Но в школе это, увы, невозможно.

     Воспитатели в детском саду, а затем и учителя в школе также влияют на статус ребенка. Достаточно педагогу один раз подчеркнуть чью-то неудачу, продемонстрировать свое пренебрежительное отношение к способностям ребенка, как остальные дети подхватывают этот тон.

Советы родителям

     Как можно больше общения с ребенком, в том числе вне детского сада и вне школы, это позволит ему утвердить свой статус в детском сообществе.

Поддерживайте любую дружбу вашего ребенка со сверстниками. Очень важно, чтобы он не был один, нашел себе товарища, а еще лучше нескольких.

Не сравнивайте его с другими детьми. Лучше сравнивать его же собственные достижения вчера и сегодня.

Не настраивайте ребенка на исключительно отличные результаты. Как правило, в первых классах многое не получается. Малыш не должен чувствовать свою вину и видеть родительское разочарование. Ребенок должен чувствовать вашу поддержку, не позволяйте ему поверить в то, что он не так хорош, как другие дети, даже если учительница утверждает, что это именно так.

Не ругайте ребенка сильно, если у него что-то не получается. Лучше похвалите за то, что удалось. Это, конечно, не значит, что вы должны проявлять мягкотелость в ситуациях, когда необходимо дисциплинарное воздействие. Любовь и справедливость — отличные учителя.

 

Физическая неподготовленность ребенка к школе

Слабо развитая мускулатура рук, пониженный слух или зрение, быстрая утомляемость, проблемы речи и т. д. создают трудности в процессе учебы.

Советы родителям

     Еще летом начните тренировать необходимые навыки с ребенком, это можно делать и в игровой форме. Попробуйте вместе с детьми «писать» элементы букв руками в воздухе или на больших ватманских листах. Ребенок учится свободно держать руку, а это очень полезно для прописей.

Когда начнутся школьные занятия, решите для себя — стоит ли заставлять ребенка делать уроки сначала на черновике, а потом переписывать в чистовик. Такие занятия, конечно, стимулируют развитие аккуратности, однако это лишняя нагрузка, которая влечет потерю интереса и вообще может отбить желание заниматься. Лучше, если школьник научится концентрировать усилия и выполнять домашние задания сразу в рабочей тетради.

 

Трудности в восприятии и концентрации внимания

Первокласснику порой очень трудно сконцентрироваться на какой-то теме, а ведь на уроке требуется постоянное внимание. Если ребенок до школы не научился воспринимать информацию на слух, если взрослые мало разговаривали с ним, то здесь проблем не избежать. Сегодня многие дети буквально изголодались по человеческому общению. Родители, занятые на работе и в быту, все чаще и чаще доверяют процесс воспитания «лучшему другу» современных ребятишек — телевизору. А это никому не идет на пользу.

Советы родителям

     Каждый вечер разговаривайте с ребенком о детском садике, а затем и о школе. Начните с вопроса, что нового он сегодня узнал. При сохранении знакомых ритуалов, в том числе ежевечернего обмена новостями с родителями, переход к школьной жизни будет не таким болезненным.

Навыки внимания и концентрации можно развивать. Для этого есть специальные книги-раскраски, игры. Посоветуйтесь об их выборе с учителем на летнем собрании перед школой — так вы быстрее найдете именно то, что нужно.

Не старайтесь вбить в маленькую головку как можно больше информации. В этом возрасте гораздо важнее научиться слушать окружающих и высказывать свои мысли, разделять главное и второстепенное, развивать трудолюбие и аккуратность.

Правильная организация процесса учебы

Важно научить будущего первоклассника самостоятельно переодеваться, организовывать свою «работу», наводить порядок на столе. Первые дни в школе ребенок находится в состоянии стресса, нервного возбуждения, волнуется, так что каждая «мелочь» например, забытая дома ручка, может усугубить ситуацию.

 

Советы родителям

     Четко организованный распорядок занятий и отдыха вне школы помогает детям «войти в колею», создает правильный баланс между отдыхом и учебой, дает необходимое ребенку разнообразие, и, с другой стороны, организованность жизни.

Всегда просите первоклассника переодеваться после школы — это помогает ребенку переключиться, отдохнуть.

Не оттягивайте выполнение уроков до вечера, лучше все сделать «по горячим следам». Делайте уроки не более одного часа!

Не пугайтесь, если ваш ребенок среди бела дня вдруг захочет отдохнуть, даже если на него это совсем не похоже. Дневной сон пойдет ему только на пользу.

Выбирайте все необходимые для учебы принадлежности вместе с ребенком — он будет относиться к ним с любовью, найдет именно то, что нравится ему. Это также и определенная тренировка — ребенок должен прислушаться к себе, понять, что для него важно, и сделать свой выбор. Кроме того, вы сразу сможете обнаружить неприятные именно для вашего ребенка детали — слишком тугие замки, слишком большие пеналы, скользкий пластик… Отсутствие таких «глупых» трудностей облегчит процесс концентрации на основных задачах.

свернуть