Профориентация

ПРОЕКТ Совместный с УЗ «14 Центральная районная поликлиника» и ГУО «Минский государственный медицинский колледж № 1» по сохранению и укреплению физического, духовного и психологического здоровья учащихся учреждений образования

ПРОЕКТ

Совместный

с УЗ «14 Центральная районная поликлиника» и ГУО «Минский государственный медицинский колледж № 1»

по сохранению и укреплению физического, духовного и психологического здоровья учащихся учреждений образования

 

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Общие положения

1

Организация проектной деятельности посредством блочной системы:

- Я то, что я ем (рациональное и здоровое питание);

 - Береженого Бог бережет (иммунизация, вакцинирование учащихся и педагогов);

 - Не хлебом единым… (профилактика кризисных ситуаций, формирование устойчивого психологического мировоззрения);

 - Последний герой (своевременное прохождение медицинских осмотров, физическое здоровье учащихся)

 - «Родительский ликбез» (организация работы с родителями учащихся)

 - «СемьЯ» - организация работы с семьями СОП

 - «Церковь и школа. Пути развития. Вместе против алкоголизма и наркомании» (профилактика употребления алкоголя, наркотических и психотропных средств, их прекурсоров, табакокурения)

 

Август-сентябрь 2019

Учреждения образования

2

Выявление и ранжирование учащихся по возможности участия в открытых совместных с родителями, педагогами, медицинскими работниками мероприятиях проекта.

Сентябрь 2019

Педагоги-психологи СШ № 86, 133

3

Организация работы «Почты доверия»

Сентябрь 2019

Педагоги-психологи СШ № 86, 133

4

Разработка и ведение «Паспорта моего здоровья» для учащихся

Август 2019

Руководители проекта «Здоровье» СШ № 86, 133, представители медицинских учреждений

5

Организация и проведение классных часов, единых дней информирования по блокам проекта по отдельным планам

Постоянно

Совместно с представителями медицинских учреждений

6

Привлечение к работе проекта известных белорусских шоу-менов, политиков, общественных деятелей, олимпийских призеров для участия и проведения мероприятий блоков проекта

По отдельному плану

Руководители проекта «Здоровье» СШ № 86, 133

7

Организация сотрудничества с Центром, дружественном подросткам «Визави»

По отдельному плану

УЗ «9 детская поликлиника»

Я то, что я ем

1

Создание общественного комитета контроля за организацией питания из числа учащихся школьного самоуправления, попечительского совета, представителей учреждений здравоохранения

Октябрь 2019

Совет школы

Совместно с представителями медицинских учреждений

2

Организация ежегодного конкурса видеороликов о вкусной и здоровой пище между учащимися школ и медицинским колледжем

Ноябрь 2019

СШ № 133,86, медицинский колледж

3

Проведение ярмарок здоровья с презентацией вкусного и здорового питания, использующегося в семьях учащихся школ и медицинского колледжа

Октябрь 2019, апрель 2020

СШ № 133,86, медицинский колледж

4

Обращение в УП КШП г.Минска с предложением о ежеквартальном внедрении в меню для учащихся нового блюда из рациона здорового питания. Его бесплатная презентация в день внедрения

Сентябрь 2019

Руководители проекта «Здоровье» СШ № 133, 86, УП КШП

5

Проведение собраний «Родительского ликбеза» по теме блока

По отдельному плану

СШ № 133,86 совместно с представителями медицинских учреждений

6

Апробирование акции  «Кислородный коктейль» совместно с УЗ «Городская детская поликлиника № 9»

2019/2020 учебный год

УЗ «9 детская поликлиника»

7

Проведение Дней дегустации совместно с медицинскими учреждениями и УП КШП 

Сентябрь, декабрь, март

Заместители директора по ВР СШ № 86, 133

Береженого Бог бережет

1

Организация выступлений на родительских собраниях, классных часах, собраниях «Родительского ликбеза» представителей Центра гигиены и эпидемиологии

По отдельному графику

Заместители директора по ВР СШ № 86, 133

2

Организация ежегодного конкурса видеороликов о полезной составляющей вакцинации между учащимися школ и медицинским колледжем

Сентябрь 2019

СШ № 133,86, медицинский колледж

Не хлебом единым…

1

Открытие он-лайн групп по оказанию психологической помощи с привлечением квалифицированных специалистов-психологов, психотерапевтов городских центров психологического здоровья

Ноябрь 2019

Центр дружественный подросткам «Визави»

2

Организация и проведение Дней Наоборот по отдельному плану (Дни позитива, дни яркой одежды, Дни себя самого, дни особенности меня и т.д.)

По отдельному плану

Центр дружественный подросткам «Визави», СШ № 133,86, медицинский колледж

3

Организация постоянно действующего круглого стола совместно с Центром дружественным подросткам «Визави» «Я-это Я и в этом моя особенность!»

По отдельному плану

Центр дружественный подросткам «Визави», СШ № 133,86, медицинский колледж

4

Организация и проведение месячников правовых знаний (2 раза в год: сентябрь, апрель)

Сентябрь, апрель

Заместители директора по ВР СШ № 86, 133

 

Вовлечение детей и подростков в занятость в кружках и секциях

Постоянно

Заместители директора по ВР СШ № 86, 133, служба СППС

 

Продолжение реализации проекта «Равный обучает равного»

Постоянно

Центр дружественный подросткам «Визави», СШ № 133,86, медицинский колледж

 

Организация постоянно действующей во время школьных перемен квест-игры «Минутки здоровья»

Постоянно

Заместители директора по ВР СШ № 133, 86

 

Спортивные соревнования «Здоровым быть модно!»

Март 2020

Центр дружественный подросткам «Визави», СШ № 133,86, медицинский колледж

 

Участие школьной команды в городской молодежной акции «Здоровье и молодость» в номинации «Стоп наркотики!» (конкурс социальных флэш-мобов «Stop people»

По плану

Центр дружественный подросткам «Визави», СШ № 133,86, медицинский колледж

 

Распространение среди учащихся и их родителей тематических информационных материалов с информацией о ценности человеческой жизни, здоровом образе жизни, контактной информацией антинаркотических и психологических горячих линий, адресами и телефонами учреждений, оказывающими помощь гражданам, страдающим наркотической зависимостью и их родственникам.

Постоянно

Центр дружественный подросткам «Визави»

 

Проведение в учреждении образования занятий для педагогов и родителей по тактике выявления детей и подростков, находящихся в состоянии наркотического опьянения либо потребляющих психоактивные вещества

По отдельному плану

Центр дружественный подросткам «Визави»

Последний герой

1

Организация постоянного контроля своевременности прохождения периодических медицинских осмотров

Ежемесячно

Администрация СШ № 86, 133, представители УЗ «9 детская поликлиника»

2

Обеспечение проведения в учреждениях образования Дней здоровья с организацией обучения по оказанию первой медицинской помощи, измерения давления желающим, медицинских консультаций и т.д.

В рамках шестого школьного дня

Представители УЗ «9 детская поликлиника», администрация СШ № 86, 133

«Родительский ликбез»

 

По отдельному плану

По отдельному плану

Центр дружественный подросткам «Визави», СШ № 133,86, медицинский колледж

«СемьЯ»

 

По отдельному плану

По отдельному плану

Центр дружественный подросткам «Визави», СШ № 133,86, медицинский колледж

«Церковь и школа. Пути развития. Вместе против алкоголизма и наркомании»

1

Организация и проведение агитационных флеш-мобов «Мы за счастливое будущее наших детей»

Октябрь, февраль, май

Центр дружественный подросткам «Визави», Настоятель церкви «Неупиваемая чаша» Дионисий Пясецкий, СШ № 133,86, медицинский колледж

2

Психосоциальное анкетирование для выявления предрасположенности к употреблению наркотических веществ

Октябрь, апрель

Служба СППС СШ № 86, 133

3

Проведение информационных часов с участием представителя церкви «Неупиваемая чаша» «Я выбираю жизнь»

По отдельному плану

Центр дружественный подросткам «Визави», Настоятель церкви «Неупиваемая чаша», СШ № 133,86, медицинский колледж

 

свернуть

Что влияет на выбор профессии

Профориентация

Какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии? На практике оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние. 8 факторов выбора профессии /По Е.А. Климову/:

  1. Позиция старших членов семьи Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.
  2. Позиция товарищей, подруг Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.
  3. Позиция учителей, школьных педагогов Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.
  4. Личные профессиональные планы Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.
  5. Способности О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.
  6. Уровень притязаний на общественное признание Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.
  7. Информированность Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.
  8. Склонности Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это - интересы, подкрепленные определенными способностями. 
 

ПРАВИЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

(в помощь выбирающему профессию)

 ЗНАЧЕНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

Выбор профессии, работы, обеспечивающей профессиональный рост и материальный достаток, общественное признание — одна из важнейших забот и проблем каждого человека. Но решается она нередко на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок.

Негативные последствия ошибок в выборе профессии зачастую не учитываются и не просчитываются. Приведем мнение известного публициста: «Взяв дело не по способностям, заняв не свое место, трудно, а может быть и невозможно быть честным человеком вообще». Все верно. Бездарный работник, как правило, самоуверен, предрасположен ко лжи, лени, зависти, лести, а порой и вымогательству. Тем самым он пытается заполнить пустоту души и кармана.

Французский мыслитель Сен-Симон писал, что причиной почти всех неурядиц в обществе становятся «неудавшиеся призвания, насилие над склонностями, навязанные профессии и проистекающие отсюда неудовольствия и злобные страсти».

Сказанное справедливо не только по отношению к «высоким» интеллектуальным профессиям, но и к самым простым, рядовым. Бездарный политик, военачальник, менеджер, юрист, врач — подлинное бедствие. Но немало неприятностей и ущерба от неумелого сантехника, телемастера, токаря и пекаря, у которых руки и голова явно не подходят для выполняемой работы. Халтура и брак не только экономически, но и нравственно обедняют общество.

Между тем, по обобщенным данным, 20–30 % работников в различных сферах деятельности не на своем месте, о чем свидетельствуют невыполнение норм выработки, должностных инструкций, чрезмерное утомление, чреватое серьезными недугами. А 70–80 % рабочих и специалистов не удовлетворены выбранной профессией по указанным и другим причинам. Чем сложнее, ответственнее работа, тем больше подобных случаев.

Проблема выбора профессии имеет объективные истоки и основания. Каковы они? Между людьми, как и между профессиями, существуют устойчивые различия. Так, по скорости реакции, осознания информации и принятия решений разброс показателей в большой группе людей достигает 3–4 раз; выявлены также значительные — порядка 1120 — вариаций темперамента и характера. Определенное сочетание тех или иных особенностей человека явно или неявно тяготеет к конкретным группам профессий.

Профессии, однако, «себе на уме» — у каждой, а их десятки тысяч, своитребования к человеку, свой норов, свой расчет. Мы выбираем и нас выбирают.

Соединив подходящего человека с соответствующей его индивидуальным особенностям профессией, должностью, получаем большой выигрыш в повышении производительности и качества труда, сокращении травматизма, профзаболеваний, росте благосостояния, дохода, удовлетворенностью трудом и жизнью. Отступает халтура, меньше становится нытиков и жуликов.

Таковы эффекты и потенциал правильного выбора профессии.

 

Памятка выбирающему профессию

Выборпрофессии — сложный и ответственный шаг в твоей жизни.

Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю.

Пользуйся информацией профессионалов.

Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей,

внутренних убеждений (только равнодушные идут куда придется),

реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».

С ЭТОЙ ЦЕЛЬЮ:

  • Изучи глубже самого себя:

разберись в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях.

  • Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главныеи второстепенные качества.
  • Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям. Прочти побольше книг, статей, журналов.

Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий.

  • Побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Продумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически и — действуй!
  • Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.
  • Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал.
  • Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчив в достижении намеченных целей.

ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!

 

ПРИНЦИПЫ, КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ЧЕЛОВЕК, ВЫБИРАЮЩИЙ ПРОФЕССИЮ

ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ. Правильно выбрать профессию может человек, четко осознавший:

  • что он хочет (осознающий свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления, ценностные ориентации);
  • что он есть (знающий свои личностные и физические особенности);
  • что он может (знающий свои склонности, способности, дарования);
  • что от него потребует работа и трудовой коллектив.

ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ. Выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах.

ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил в кружках, секциях, на факультативах; чтение литературы, экскурсии, встречи со специалистами, посещение учебных заведений в «Дни открытых дверей», самостоятельное обращение к психологу или профконсультанту.

ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ. Отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии. Это — психические процессы (мышление, память, внимание) и следующие черты характера: трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость.

 

ОШИБКИ И ЗАТРУДНЕНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

  1. НЕЗНАНИЕ ПРАВИЛ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ:
  • выбор профессии за компанию;
  • перенос отношения к человеку на саму профессию;
  • отождествление учебного предмета с профессией;
  • ориентация сразу на профессии высокой квалификации;
  • неумение определить путь получения профессии.
  1. НЕЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ:
  • незнание или недооценка своих физических особенностей;
  • незнание или недооценка своих психологических особенностей;
  • неумение соотнести свои способности с требованиями профессии;
  1. НЕЗНАНИЕ МИРА ПРОФЕССИЙ:
  • увлечение только внешней стороной профессии;
  • предубеждение в отношении престижности профессии;
  • незнание требований профессии к человеку;
  • устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии. 
 

Планируя свою профессиональную карьеру, полезно ответить на следующие вопросы

  • От каких своих умений и способностей вы получаете наибольшее удовлетворение?
  • Каковы ваши основные интересы и любимое времяпрепровождение?
  • Какие учебные предметы у вас любимые?
  • Чем бы вы хотели заниматься каждый день по 8 часов из года в год?
  • О какой работе вы мечтаете?
  • Каким вы представляете свое занятие через 10 лет?
  • Какая работа была бы для вас идеальной? Опишите ее как можно подробнее. Представьте себя на этой работе, с кем вы работаете, как проводите время?
  • Каковы ваши критерии выбора профессии? (обязательные и желательные)
  • Какие ваши сильные стороны и навыки более всего позволяют вам считать себя подходящим для работы, которая вам кажется идеальной?
  • Какие пробелы в своих знаниях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную для вас работу?
  • Если работа, идеальная для вас недостижима в настоящее время, то какую работу вы могли бы выполнять, чтобы продвигаться в избранном направлении?
  • С кем можно посоветоваться, чтобы получить полезную для планирования карьеры информацию?
  • И, наконец, запишите ваши ближайшие и долгосрочные цели в области карьеры и действуйте. 
 

ЛИЧНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН УЧАЩЕГОСЯ

  1. Главная цель (что я буду делать, каким буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности).
  2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства).
  3. Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, поступление в учебное заведение, подготовительные курсы).
  4. Внешние условия достижения  целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей).
  5. Внутренние условия (свои возможности: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности).
  6. Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации основного варианта. 
 

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЛАНА

Составляя личный профессиональный план, необходимо:

  • определить, какой вид деятельности вам интересен; проанализировать в какой степени выражены склонности к работе в сферах «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек»,«человек-знаковая система», «человек-художественныйобраз»; составить формулу интересующей профессии;
  • выяснить, работники каких профессий требуются на рынке труда, в городе, районе, где вы живете;
  • сопоставить полученные данные и сделать вывод, в какой области профессиональной деятельности вы могли бы работать;
  • ознакомиться с интересующимипрофессиями, беседуя с их представителями, пользуясь профессиограммами, специальной литературой; посоветоваться с родителями; проконсультироваться с врачом;
  • соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями избранной профессии;
  • узнатьсодержание интересующей профессии, условия работы, перспективы профессионального роста;
  • ознакомиться с возможными путями освоения профессии; побывать в учебных заведениях на «Днях открытых дверей»;
  • проанализировать преимущества и недостатки различных путей получения общеобразовательной и профессиональной подготовки.
 

Профессиональная пригодность

Различают следующие степени профессиональной пригодности:

  1. Непригодность. Она может быть временной или практически непреодолимой. О ней говорят в тех случаях, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, несовместимые с работой. При этом дело обстоит не обязательно так, что человек не может работать, а так, что работа в данной профессии может ухудшить состояние человека. Противопоказания бывают не только медицинские, но и психологические: те или иные стойкие личные качества будут помехой для овладения определенной профессией.
  2. Годность. Характеризуется тем, что нет противопоказаний, но нет и очевидных показаний. Иначе говоря, ни за, ни против. «Можешь выбирать эту профессию. Не исключено, что станешь хорошим работником». Примерно такими словами можно охарактеризовать данную степень профессиональной пригодности.
  3. Соответствие. Нет противопоказаний и есть некоторые личные качества, соответствующие требованиям профессии. Например, есть выраженный интерес к определенным объектам труда (технике, природе, людям, искусству) или успешный опыт  в данной области. При этом не исключено соответствие другим профессиям. «Можешь выбрать эту профессию. И весьма вероятно, что ты будешь хорошим работником».
  4. Призвание. Это высший уровень профессиональной пригодности. Он характеризуется тем, что во всех элементах ее структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям избираемого вида труда. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди своих сверстников, находящихся в равных условиях обучения и развития. «В этой и именно в этой области труда ты будешь наиболее нужен людям».

Чтобы открыть в себе призвание, важно смело «примеривать» себя к самым разным профессиям, необходимо практически пробовать свои силы в разных видах труда.

 

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ПРИ ВЫБОРЕ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Возможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях.

Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы:

  • Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?
  • По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?
  • Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?
  • Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Размер оплаты?
  • Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования)?
  • Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?
  • Какова продолжительность обучения?
  • Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?
  • Есть ли подготовительные курсы. Когда они начинают работать и какая оплата?
  • Когда проводятся «Дни открытых дверей» в учебном заведении?
  • Адрес учебного заведения и его полное название?
свернуть